Половина доллара (50 центов) США «Шагающая Свобода» (1917 г. / 1947 г.)

В 1915 г. новый директор Монетного двора США Роберт У. Вулли (Robert Wickliffe Woolley, 1871-1958 гг.) заявил о намерении изменить дизайн монет, находящихся в обращении. Согласно закону, принятому Конгрессом США 26 сентября 1890 г., руководитель Монетного двора действительно обладал соответствующими полномочиями, но с оговорками:
Никакие изменения дизайна циркуляционных монет не должны производиться чаще, чем один раз в двадцать пять лет (включая первый год чеканки);
Любые нововведения, касающиеся внешнего вида монет, требовали предварительного одобрения со стороны министра финансов США.
Необходимость смены дизайна циркуляционных монет назрела уже давно. Находящиеся в обращении с 1892 г. монеты номиналом один дайм, четверть доллара и половина доллара имели очень схожий дизайн (работа гравера Чарльза Э. Барбера (Charles Edward Barber, 1840-1917 гг.)), в связи с чем население страны и различные общественные организации не раз высказывали свое неудовольствие по этому поводу в адрес администрации президента США.
В январе 1915 г. помощник министра финансов Уильям П. Мэлберн (William P. Malburn) направил главе отдела Уильяму Д. МакАду (William G. McAdoo) меморандум, в котором изложил суть проблемы и напомнил о том, что соответствующий законодательный акт позволит ее решить уже в следующем году. В ответ министр финансов Уильям Д. МакАду отдал письменное распоряжение о подготовке Монетным двором США предварительных эскизов.
14 апреля 1915 г. Роберт У. Вулли поручил разработку нового дизайна циркуляционных монет Чарльзу Э. Барберу. 3 декабря он представил соответствующие эскизы членам Комиссии изобразительных искусств (Commission of Fine Arts). Все проекты Чарльза Э. Барбера подверглись критике и были отвергнуты. В такой ситуации глава Монетного двора США предложил членам Комиссии самим выбрать скульпторов, которые представят свои проекты. В рабочую группу вошли: Адольф Александер Вайнман (Adolph Alexander Weinman, 1870-1952 гг.), Гермон Аткинс Макнил (Hermon Atkins MacNeil, 1866-1947 гг.) и Альбин Поласек (Albin Polasek, 1879-1965 гг.).
23 февраля 1916 г. три скульптора встретились с Робертом У. Вулли в Нью-Йорке, где провели презентацию своих работ. 28 февраля Адольф А. Вайнман был уведомлен директором Монетного двора о том, что пять его эскизов были отобраны для оформления монет номиналом один дайм (обе стороны), четверть доллара (реверс) и половина доллара (обе стороны). Гермону А. Макнилу поручалось изготовить модель аверса нового четвертака. От профессиональных услуг Альбина Поласека, который 10 марта получил назад собственные эскизы и вознаграждение в размере 300 долларов, Монетный двор США отказался.
Члены Комиссии изобразительных искусств посчитали нецелесообразным поручать столь большой объем работ одному человеку и сумели убедить Роберта У. Вулли полностью передать проект над монетой в четверть доллара Гермону А. Макнилу (при условии, что скульптор создаст рисунок, который удовлетворит директора Монетного двора США).
В сложившейся обстановке наибольший дискомфорт испытывал Чарльз Э. Барбер. Мало того, что все его новые проекты были решительно отвергнуты, так еще директор Монетного двора США требовал оказания максимальной поддержки Адольфу А. Вайнману и Гермону А. Макнилу. По словам нумизматического историка Уолтера Брина (Walter Breen), 75-летний Чарльз Э. Барбер стал «угрюмым и совершенно не желающим сотрудничать». На закате своей карьеры он был вынужден участвовать в процессе, в результате которого монеты, созданные другими, заменили те, что создал он сам. Чарльз Э. Барбер намеренно избегал встреч с Адольфом А. Вайнманом и Гермоном А. Макнилом, а те редкие беседы, что все же случались, проходили в очень недружелюбной обстановке.
Дабы сдвинуть дело с мертвой точки и снять нарастающее напряжение в отношениях узкого круга лиц, к работе подключился Джордж Томас Морган (George Thomas Morgan, 1845-1925 гг.), находившийся на Монетном дворе в должности ассистента (помощника) гравера. Кроме того, Роберт У. Вулли, который очень надеялся, что уже 1 июля Монетный двор США начнет массовую чеканку монет всех трех номиналов, совершает несколько инспекционных визитов и берет проекты под личный контроль.
В июне было оперативно завершено изготовление первых штемпелей и проведена чеканка пробной партии монет. Результат оказался неутешительным. Поспешность, с которой готовились штемпеля привела к тому, что все экземпляры выглядели изношенными, а детали рисунка слабо просматривались. Часть вины возлагал на себя и сам скульптор, поскольку именно его болезнь в майские дни (хронический тонзиллит) привела к практически полной остановке работ над изготовлением гипсовых слепков и переносу окончательных сроков. Наверстывать упущенное время пришлось уже сотрудникам граверной мастерской.
После тщательного анализа монет пробной эмиссии, Роберт У. Вулли и Адольф А. Вайнман договорились оставить рисунок на оборотной стороне без изменений, а вот оформление аверса – доработать. В частности, скульптор перенес лозунг LIBERTY (Свобода) на задний план, что позволило максимально увеличить размер женской фигуры.
15 июля Роберт У. Вулли подает в отставку (занимает пост директора по рекламе (Director of Publicity) в предвыборной кампании президента Вудро Вильсона / Уилсона (Thomas Woodrow Wilson, 1856-1924 гг.)). Пока решался вопрос с новым руководителем Монетного двора США, Адольф А. Вайнман по своей собственной инициативе внес коррективы и в рисунок реверса. Номинал монеты прописью (HALF DOLLAR) перекочевал в основание, а девиз на латыни (E PLURIBUS UNUM) занял свое место над веткой сосны у правого крыла белоголового орлана.
26 июля Уильяму Д. МакАду был представлен доработанный эскиз монеты. Он его принял без каких-либо возражений. 1 сентября 1916 г., когда в должность директора Монетного двора США вступил Фридрих Йоханнес Хуго фон Энгелькен (Friedrich Johannes Hugo von Engelken, 1881-1930 гг.), процесс чеканки монеты уже шел полным ходом. Однако 6 сентября производство приостановили. Было обнаружено, что все отчеканенные экземпляры изготовлены с дефектом – «плавник» (облой) по краю монеты. Проблемой также стали и высокорельефные элементы дизайна, что в совокупности с браком чеканки привело к значительному варьированию толщины монеты.
Чарльз Э. Барбер, скептически наблюдавший за всем происходящим, неожиданно для всех, проявил инициативу. Его предложение для выхода из сложившейся ситуации заключалось в следующем – внесение серьезных изменений в дизайн монеты. И он выразил готовность сделать это лично в беседе с суперинтендантом (управляющим) Монетного двора в Филадельфии Адамом М. Джойсом (Adam M. Joyce).
Поначалу предложение из уст пожилого гравера не получило какой-либо поддержки или одобрения. Такой радикальный шаг предполагал перерыв в чеканке продолжительностью не менее 6-8 месяцев. Но, неспособность Адольфа А. Вайнмана решить проблему своими силами (хотя он и сумел сделать рисунок более низкорельефным, положительного эффекта не наблюдалось) и сильное давление со стороны администрации президента (политические оппоненты в лице представителей Республиканской партии легко могли раздуть вокруг этой истории настоящий скандал) привели к тому, что Адам М. Джойс сдался и дал Чарльзу Э. Барберу полную свободу действий.
Гравер значительно уменьшил рисунок, отодвинув его от канта. Дабы несколько оживить пустующий участок вдоль контура монеты, Чарльз Э. Барбер добавил бисерную кайму. Модифицированный дизайн совсем не радовал – монета полностью утратила свое величие и привлекательность.
Не желая загубить проект, на который было потрачено столько времени и сил, Адам М. Джойс обращает внимание рабочей группы на чеканочный станок. Он чувствовал, что решение проблемы сокрыто именно здесь. По его мнению, последних изменений, сделанных скульптором Адольфом А. Вайнманом с целью уменьшения рельефа изображения, было достаточно. Теперь следовало опытным путем подобрать параметры чеканки, которые позволят сжать заготовку до нужной толщины. Длительная и кропотливая настройка чеканочного узла увенчалась успехом. Производство новых монет в Филадельфии вновь стало набирать обороты, а 27 ноября модифицированные штемпеля поступили в распоряжение и других монетных дворов (в Денвере и Сан-Франциско).
Удивительно, но сам Адольф А. Вайнман не знал о благополучном решении проблемы. Про него попросту забыли. Никакой информации от сотрудников Монетного двора он не получал, а о начале массовой чеканки узнал из газет. На исходе декабря, вконец измучив себя догадками и предположениями, скульптор отправил Адаму М. Джойсу денежный перевод в размере 10 долларов с письмом, в котором просил прислать ему 20 новых 50-центовых монет.
2 января 1917 г. Адольф А. Вайнман вновь пишет письмо на имя суперинтенданта Монетного двора в Филадельфии. В нем автор сердечно благодарил Адама М. Джойса за выполнение просьбы, изложенной в первом послании. Новые монеты были получены вовремя, чтобы стать отличным новогодним подарком для друзей и родственников. Но главное – автор выражал свою безграничную радость в связи с тем, что его проект, прошедший долгий и трудный путь, не канул в небытие, а в получил заслуженное признание.
«Шагающая Свобода» по праву считается одной из самых красивых циркуляционных монет за всю историю США. Дизайн аверса данной 50-центовой монеты и по сей день используется при изготовлении инвестиционной продукции.

Номинал: Половина доллара (50 центов)
Состав: Серебро-900’’ (Ag-90%, Cu-10%) // Non-M
Вес: 12,5 г (ASW – 36169 oz.)
Диаметр: 30,6 мм
Гурт: Линованный (рифленый), 2,15 мм
Форма: Круг
Ротация: Монетная (180°)
Год чеканки: 1944 г.
Выпуск: Циркуляционный
Государство: Соединенные Штаты Америки (США)
Выпускающая организация: Монетный двор Денвера (Denver), штат Колорадо (Colorado)
Годы эмиссий: 1916-1921, 1923, 1927-1929, 1933-1947 гг.
Период обращения:

На аверсе монеты изображена женская фигура (аллегория свободы), укутанная в один из главных государственных символов – флаг США. На голове Свободы – фригийский колпак (символ свободы и выражение духа республики). В левой руке она держит ветви оливы и дуба, как символы гражданской и военной доблести США. Правой рукой женщина указывает на восходящее из-за линии горизонта солнце.
Аверс монеты имеет неоспоримое сходство с французской «Сеятельницой» Луи Оскара Роти (Louis Oscar Roty, 1846-1911 гг.). По мнению историка нумизматики Роджера Бурдетта (Roger Burdette), «Вайнман взял идеал провинциальной фигуры девятнадцатого века и превратил его в американскую икону». Хотя вполне очевидно здесь влияние (присутствие) и другого творения Адольфа А. Вайнмана – «Голова Свободы, увенчанная крыльями». Так или иначе, искусствовед Корнелиус Вермель (Cornelius Vermeule) убежден в том, что произведение Адольфа А. Вайнмана «является оригинальным творением, а не рабской копией».
Венчает изображение лозунг, отчеканенный вдоль контура полукругом, прописью на английском языке (LIBERTY / Свобода). Ранее он выражал энтузиазм североамериканских колоний в борьбе за свободу.
На уровне икроножной мышцы правой ноги женщины располагается (в две строки) еще один национальный лозунг – IN GOD WE TRUST (Мы веруем в Бога). Впервые он появился на двухцентовых монетах (1864 г.) и должен был взывать к чувствам верующих, подвергающихся тяжкому испытанию Гражданской войной.
В основании аверса – год чеканки (1944).
На реверсе изображён геральдический символ США – белоголовый орлан. Величественная птица с полурасправленными крыльями восседает на вершине скалы, где растет американская сосна.
Над белоголовым орланом отчеканено название страны-эмитента прописью на английском языке (UNITED • STATES • OF • AMERICA • / Соединенные Штаты Америки).
Над изогнутым стволом молодой сосны размещен девиз на латыни (в две строки): E • PLURIBUS UNUM (Из многих – один), прославляющий американский народ, созданный путем слияния других. Был предложен Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin, 1706-1790 гг.) и Томасом Джефферсоном (Thomas Jefferson, 1743-1826 гг.) для замены менее удачного девиза, уже существовавшего на трехдолларовых купюрах страны – EXITUS IN DUBIO EST (Исход неизвестен).
Под хвостовым опереньем птицы стоит монограмма (AAW) Адольфа Вайнмана, автора дизайна монеты.
Слева от скального выступа стоит товарный знак (D) монет­ного двора в Денвере (Denver), штат Колорадо.
В основании реверса – номинал монеты (HALF DOLLAR / половина доллара).
Контур монеты, с обеих сторон, ограничен рельефной полосой (кантом).

Год чеканки  Клеймо  Тираж  Дополнительная информация
1916 г. нет 608 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1916 г. D 1 014 400 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on obverse.
1916 г. S 508 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on obverse.
1917 г. нет 12 292 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1917 г. D 765 400 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on obverse.
1917 г. D 1 940 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on reverse.
1917 г. S 952 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on obverse.
1917 г. S 5 554 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Mint mark on reverse.
1918 г. нет 6 634 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1918 г.* D 3 853 040 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1918 г.* S 10 282 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1919 г. нет 962 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1919 г. D 1 165 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1919 г. S 1 552 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1920 г. нет 6 372 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1920 г. D 1 551 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1920 г. S 4 624 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1921 г. нет 246 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1921 г. D 208 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1921 г. S 548 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1923 г. S 2 178 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1927 г. S 2 392 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1928 г.** S 1 940 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1929 г. D 1 001 200 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1929 г. S 1 902 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1933 г. S 1 786 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1934 г. нет 6 964 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1934 г. D 2 361 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1934 г. S 3 652 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1935 г. нет 9 162 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1935 г. D 3 003 800 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1935 г. S 3 854 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1936 г. нет 12 614 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1936 г. нет 3 901 экземпляр Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1936 г. D 4 252 400 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1936 г. S 3 884 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1937 г. нет 9 522 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1937 г. нет 5 728  экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1937 г. D 1 676 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1937 г. S 2 090 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1938 г. нет 4 110 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1938 г. нет 8 152 экземпляра Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1938 г. D 491 600 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1939 г. нет 6 812 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1939 г. нет 8 808 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1939 г. D 4 267 800 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1939 г. S 2 552 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1940 г. нет 9 156 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1940 г. нет 11 279 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1940 г. S 4 550 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1941 г. нет 24 192 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1941 г. нет 15 412 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1941 г. D 11 248 400 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1941 г. S 8 098 000  экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1942 г. нет 47 818 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1942 г. нет 21 120 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. Для коллекционеров (PF, proof quality).
1942 г. D 10 973 800 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1942 г. S 12 708 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1943 г. нет 53 190 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M. 
1943 г. D 11 346 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1943 г. S 13 450 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1944 г. нет 28 206 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1944 г. D 9 769 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1944 г. S 8 904 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1945 г. нет 31 502 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1945 г. D 9 966 800 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1945 г. S 10 156 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1946 г. нет 12 118 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1946 г. D 2 151 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1946 г. S 3 724 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1947 г. нет 4 094 000 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
1947 г. D 3 900 600 экземпляров Монетная ротация (180°) / Non-M.
нет – Монетный двор Филадельфии (Philadelphia), штат Пенсильвания (Pennsylvania);
D – Монетный двор Денвера (Denver), штат Колорадо (Colorado);
S – Монетный двор Сан-Франциско (San Francisco), штат Калифорния (California).

*С этого момента монеты чеканятся с товарным знаком монетного двора исключительно на реверсе;
**Экземпляры с товарным знаком монетного двора в Денвере, штат Колорадо (D), датированные 1928 г. – фальшивые.