Четверть доллара (25 центов) США «Стоящая Свобода» (1916 г. / 1930 г.), Тип I-IV

В 1915 г. новый директор Монетного двора США Роберт У. Вулли (Robert Wickliffe Woolley, 1871-1958 гг.) заявил о намерении изменить дизайн монет, находящихся в обращении. Согласно закону, принятому Конгрессом США 26 сентября 1890 г., руководитель Монетного двора действительно обладал соответствующими полномочиями, но с оговорками:
• Никакие изменения дизайна циркуляционных монет не должны производиться чаще, чем один раз в двадцать пять лет (включая первый год чеканки);
• Любые нововведения, касающиеся внешнего вида монет, требовали предварительного одобрения со стороны министра финансов США.
Необходимость смены дизайна циркуляционных монет назрела уже давно. Находящиеся в обращении с 1892 г. монеты номиналом один дайм, четверть доллара и половина доллара имели очень схожий дизайн (работа гравера Чарльза Э. Барбера (Charles Edward Barber, 1840-1917 гг.)), в связи с чем население страны и различные общественные организации не раз высказывали свое неудовольствие по этому поводу в адрес администрации президента США.
В январе 1915 г. помощник министра финансов Уильям П. Мэлберн (William P. Malburn) направил главе отдела Уильму Д. МакАду (William G. McAdoo) меморандум, в котором изложил суть проблемы и напомнил о том, что соответствующий законодательный акт позволит ее решить уже в следующем году. В ответ министр финансов Уильям Д. МакАду отдал письменное распоряжение о подготовке Монетным двором США предварительных эскизов.
14 апреля 1915 г. Роберт У. Вулли поручил разработку нового дизайна циркуляционных монет Чарльзу Э. Барберу. 3 декабря он представил соответствующие эскизы членам Комиссии изобразительных искусств (Commission of Fine Arts). Все проекты Чарльза Э. Барбера подверглись критике и были отвергнуты. В такой ситуации глава Монетного двора США предложил членам Комиссии самим выбрать скульпторов, которые представят свои проекты. В рабочую группу вошли: Адольф Александер Вайнман (Adolph Alexander Weinman, 1870-1952 гг.), Гермон Аткинс Макнил (Hermon Atkins MacNeil, 1866-1947 гг.) и Альбин Поласек (Albin Polasek, 1879-1965 гг.).
23 февраля 1916 г. три скульптора встретились с Робертом У. Вулли в Нью-Йорке, где провели презентацию своих работ. 28 февраля Адольф А. Вайнман был уведомлен директором Монетного двора о том, что пять его эскизов были отобраны для оформления монет номиналом один дайм (обе стороны), четверть доллара (реверс) и половина доллара (обе стороны). Гермону А. Макнилу поручалось изготовить модель аверса нового четвертака. От профессиональных услуг Альбина Поласека, который 10 марта получил назад собственные эскизы и вознаграждение в размере 300 долларов, Монетный двор США отказался.
Члены Комиссии изобразительных искусств посчитали нецелесообразным поручать столь большой объем работ одному человеку и сумели убедить Роберта У. Вулли полностью передать проект над монетой в четверть доллара Гермону А. Макнилу (при условии, что скульптор создаст рисунок, который удовлетворит директора Монетного двора США).
В сложившейся обстановке наибольший дискомфорт испытывал Чарльз Э. Барбер. Мало того, что все его новые проекты были решительно отвергнуты, так еще директор Монетного двора США требовал оказания максимальной поддержки Адольфу А. Вайнману и Гермону А. Макнилу. По словам нумизматического историка Уолтера Брина (Walter Breen), 75-летний Чарльз Э. Барбер стал «угрюмым и совершенно не желающим сотрудничать». На закате своей карьеры он был вынужден участвовать в процессе, в результате которого монеты, созданные другими, заменили те, что создал он сам. Чарльз Э. Барбер намеренно избегал встреч с Адольфом А. Вайнманом и Гермоном А. Макнилом, а те редкие беседы, что все же случались, проходили в очень недружелюбной обстановке.
Дабы сдвинуть дело с мертвой точки и снять нарастающее напряжение в отношениях узкого круга лиц, к работе подключился Джордж Томас Морган (George Thomas Morgan, 1845-1925 гг.), находившийся на Монетном дворе в должности ассистента (помощника) гравера. Кроме того, Роберт У. Вулли, который очень надеялся, что уже 1 июля Монетный двор США начнет массовую чеканку монет всех трех номиналов, совершает несколько инспекционных визитов и берет проекты под личный контроль.
Тем временем, Гермон А. Макнил в своей нью-йоркской студии подготовил несколько эскизов для реверса монеты номиналом 25 центов. На всех без исключения эскизах был представлен (под разными углами зрения) белоголовый орлан в полете.
Конечно, скульптор понимал, что лишь удача помогла ему получить в свои руки разработку полного проекта и осознавал риск потерять его в случае неудачи. Но ставка на изображение национального символа США оправдалась. Роберт У. Вулли ознакомился со всеми вариантами и выбрал на его взгляд наиболее подходящий.
В июне было завершено изготовление первых штемпелей и проведена чеканка пробной партии монет. Результат оказался неутешительным – все экземпляры выглядели изношенными, а детали рисунка слабо просматривались.
После тщательного анализа монет пробной эмиссии, Роберт У. Вулли и Гермон А. Макнил договорились оставить рисунок на оборотной стороне без изменений, а вот оформление аверса – доработать. В частности, скульптор перенес национальный лозунг «IN GOD WE TRUST» на парапет и добавил сложную цепную кайму по контуру.
19 августа Уильяму Д. МакАду был представлен доработанный эскиз монеты. Он его принял без каких-либо возражений. 1 сентября 1916 г., когда в должность директора Монетного двора США вступил Фридрих Йоханнес Хуго фон Энгелькен (Friedrich Johannes Hugo von Engelken, 1881-1930 гг.), скульптору разрешили поставить собственную монограмму на аверсе монеты.
6 сентября Гермон А. Макнил оповестил Фридриха фон Энгелькена о готовности передать ему готовые бронзовые модели (изготовитель Medallic Art Company). Однако, в тот же день на Монетном дворе США был приостановлен выпуск новых циркуляционных монет номиналом 1 дайм и полдоллара. Было обнаружено, что все экземпляры отчеканены с дефектом – «плавником» (облоем) по краю монеты. Проблемой также стали и высокорельефные элементы дизайна, что в совокупности с браком чеканки привело к значительному варьированию толщины монеты.
В надежде предотвратить подобные проблемы и с четвертаком, администрация Монетного двора решает в одностороннем порядке скорректировать проект Гермона А. Макнила. Так с аверса «исчезли» два дельфина (символизировали Атлантический и Тихий океаны), что лежали у ног Свободы. Изображение Щита Союза (Union Shield) сменило белоголового орлана. С реверса убрали оливковые ветви. Теперь парящую птицу обрамляли 13 пятиконечных звезд (7+6).
К середине октября Монетный двор изготовил пробную партию. Монеты, вышедшие из-под модифицированных штемпелей, не устроили Уильяма Д. МакАду. Он прямо указал на тот факт, что фигура Свободы получилась нечеткой и размытой. Но Фридрих фон Энгелькен предупредил его об отсутствии времени на какие-либо доработки. Администрация президента оказывала ощутимое давление на руководство Монетного двора США, требуя начать чеканку новых монет в 1916 г. Поэтому, министру финансов не оставалось ничего другого, как принять данный вариант без изменений. Однако он взял с директора Монетного двора слово, что в 1917 г. монеты чеканить будут уже модифицированными штемпелями.
Гермон А. Макнил, который и понятия не имел, что творилось с его проектом, 24 октября письменно попросил разрешения в очередной раз с рабочим визитом посетить Монетный двор. Ответа он так и не получил. 6 января 1917 г., узнав из газет о массовой чеканке новых 25-центовых монет в Филадельфии (17 января они поступили в обращение), скульптор отправляет Фридриху фон Энгелькену денежный перевод в размере 5 долларов с письмом, в котором просил прислать ему 20 новых экземпляров.
Воочию увидев то, как обошлись с его трудами, Гермон А. Макнил отправляет Фридриху фон Энгелькену гневное письмо. В нем, не стесняясь сильных выражений, автор подверг жесточайшей критике «творение» Монетного двора. Внося серьезные изменения в рисунок без консультаций с автором, государственные чиновники попросту оттолкнули талантливого скульптора от собственного проекта и уничтожили художественную выразительность монеты.
Опасаясь того, что недовольство Гермона А. Макнила станет достоянием гласности, Фридрих фон Энгелькен решает провести неофициальную встречу со скульптором на территории Монетного двора. 10 января они встретились в граверной мастерской. Директор постарался оправдать подобный шаг рядом объективных факторов (сжатые сроки, давление со стороны и пр.) и, стараясь вернуть утраченное доверие, поделился информацией о планируемых изменениях в дизайне монеты в ближайшее время. Данная информация была представлена как некая уникальная возможность довести творческий проект до совершенства. Фридрих фон Энгелькен заверил Гермона А. Макнила, что на этот раз все изменения будут вноситься лично автором и по его усмотрению.
В середине февраля редизайн был завершен. При этом следует отметить тот факт, что скульптор так и не получил полной свободы действий и работал в определенных рамках, очерченных руководством Монетного двора. Это касается, в первую очередь, вносимых изменений и их количества.
В тот же месяц модифицированный четвертак был представлен новому главе Монетного двора Реймонду Т. Бэйкеру (Raymond T. Baker, 1877-1935 гг.). Сравнив его с экземпляром 1916 г. и проведя ряд консультаций с руководством Казначейства США, он пришел к выводу, что подобный редизайн является прямым нарушением закона, принятого Конгрессом США от 26 сентября 1890 г. В данном случае требовалось одобрение (согласие) со стороны высшего органа законодательной власти страны.
К решению возникшей проблемы был подключен министр финансов Уильям Д. МакАду. Тот, в свою очередь, связался с конгрессменом (демократом из штата Огайо) Уильямом А. Эшбруком (William A. Ashbrook, 1867-1940 гг.), который являлся председателем комитета Палаты представителей США по монетному делу, мерам и весам.
Общими усилиями был подготовлен соответствующий законопроект, представленный на обсуждение в Сенат (30 апреля) и Палату представителей (25 июня). В ходе развернувшихся дебатов, Уильям А. Эшбрук подчеркивал, что оформление новых монет, поступивших в обращение, во многом не соответствует концепции автора. Кроме того, Монетный двор полностью завершил работы по редизайну и теперь лишь ждет одобрения со стороны законотвроцев. И в том и другом случае члены Конгресса большинством голосов высказались за принятие  изменений. 9 июля 1917 г. президентом США был подписан соответствующий законопроект.
В августе Гермон А. Макнил получил очередную партию новых 25-центовых монет и остался очень доволен, о чем поспешил сообщить в соответствующем письме суперинтенданту (управляющему) Монетного двора в Филадельфии Адаму М. Джойсу (Adam M. Joyce).
Еще в мае 1917 г. пресса сообщила о том, что моделью для изображения Свободы стала американская актриса и звезда немого кино Дорис Дошер (Doris Doscher, 1882-1970 гг.). Данная версия просуществовала до 1972 г., когда в газетах появилось неожиданное опровержение. Теперь моделью Свободы была наречена бродвейская актриса Ирен МакДауэлл (Irene MacDowell), чье имя скульптор был вынужден скрыть по настоянию ее мужа (один из теннисных партнеров Гермона А. Макнила).
На тот момент, когда подобная информация попала в прессу, в живых не было ни Гермона А. Макнила, ни Дорис Дошер. Примерно через год после сенсации скончалась и Ирен МакДауэлл (ей было 92 года).
В декабре 2003 г. Тимоти Б. Бенфорд-младший (Timothy B. Benford Jr.) пишет статью для журнала «Нумизмат» (The Numismatist), в которой подробно объясняет причины произошедшего. Заведомо ложная информация поступила в прессу благодаря самому Гермону А. Макнилу. Таким образом он пытался отвести от себя подозрения жены в измене, которая видела в Ирен МакДауэлл потенциальную соперницу. Раскрыть обман помогло признание супруга бродвейской актрисы, кто долгие годы тоже испытывал ревностные чувства по этому поводу.
На сегодняшний день известно четыре типа данной монеты:
► Тип I (1916 г.). Фигура Свободы осталась нечеткой, размытой, как и на монетах пробной партии. Это была вынужденная мера, в условиях мощного прессинга со стороны администрации президента. Но Фридрих фон Энгелькен сдержал свое обещание, данное министру финансов США и в 1917 г. монетные дворы чеканили монеты уже модифицированными штемпелями;
► Тип II (1916-1917 г.). Чеканка доработанными штемпелями позволила добиться желаемого качества – все детали рисунка хорошо просматривались;
► Тип III (1917 г. / 1924 г.). Ранее обнаженную часть тела Свободы (правую грудь) теперь закрывала кольчужная рубашка. Редизайн породил миф о том, что подобный шаг был сделан на фоне борьбы ряда общественных организаций и отдельных граждан за высокие нравственные идеалы. Хотя инициатива исходила из Министерства финансов, истинного заказчика следовало искать в Белом доме. Президент США вел страну ко вступлению в Первую мировую войну (1914-1918 гг.) в связи с чем и требовалось должным образом подготовить общественность к принятию важного исторического события.
Нумизмат Рэй Янг убежден, подобная милитаризация произошла под влиянием символизма. В 1979 г. он писал: «Если Свобода собиралась противостоять своим недругам, то ей следовало делать это полностью облаченной в броню, а не предстать обнаженной перед врагами». Таким образом, именно война оказала влияние на смену дизайна, нежели некое общественное возмущение и недовольство.
Изменилось и расположение 13 пятиконечных звезд (реверс). Три из них разместили под изображением белоголового орлана. Кроме того, оливковая ветвь в правой руке Свободы лишилась нескольких листьев (они находились поверх литеры «L» в слове «LIBERTY», визуально сливаясь с ней в единый элемент);
► Тип IV (1925-1930 г.). Анализ монет уже поступивших в обращение (Тип I-III) показал, что цифры года чеканки очень быстро истираются, становясь совершенно неразборчивыми. Проблему постарались решить следующим образом – год чеканки был сделан более уплощённым (низкорельефным), высоту цифр уменьшили. Помимо этого, римскую цифру «I» заменили на аналогичную арабскую.